2021 – 2022 годы
1. Проведено исследование международно-правовых документов, непосредственно направленных на удовлетворение прав народов и национальных меньшинств в области их национально-культурного и языкового развития, анализ языкового законодательства всех 85 субъектов Российской Федерации и выявление несоответствий, коллизий и противоречий федеральному языковому законодательству
Сформирована база нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих языковые правоотношения и подготовлены научно обоснованные и практикоориентированные предложения по совершенствованию действующего языкового законодательства Российской Федерации с проектами федеральных законов о внесении изменений и пояснительных записок к ним.
2. Проведен мониторинг действующего законодательства в сфере государственной службы, в том числе регулирующего реализацию прав и обязанностей Министерства просвещения Российской Федерации по организации управления кадрами гражданских служащих; осуществлена оценка потенциала для дальнейшего развития методологии и практики оценки компетенций гражданских служащих
Разработаны научно-обоснованные предложения по развитию организационных составляющих государственной гражданской службы в сфере реализации полномочий Минпросвещения России, направленных на внедрение передовых технологий управления кадрами, а также предложения о реализации положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе в пределах полномочий Минпросвещения России.
3. В рамках проекта по оказанию экспертно-консультационной поддержки работников сферы образования по применению нормативной базы, регулирующей образовательные отношения, осуществлялся регулярный мониторинг состояния и практики применения законодательства, регулирующего образовательные отношения. Мониторинг проводился на основе сведений из поступивших в Министерство просвещения РФ обращений участников образовательных отношений. Просветительская и разъяснительная кампания по применению законодательства, регулирующего образовательные отношения, осуществлялись с помощью интернет-конференций (вебинаров) и получили методическое сопровождение в форме печатного издания. На основе результатов мониторинга состояния и практики применения законодательства, регулирующего образовательные отношения, были подготовлены предложения по внесению изменений в федеральное законодательство, регулирующее образовательные отношения (5 проектов нормативных правовых актов с пояснительными записками).
Экспертно-консультационная поддержка работников сферы образования по применению нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения, осуществлялась в регулярном режиме, по мере поступления зарегистрированных обращений граждан. Результатом такой работы явились 602 правовых заключения по представленным Министерством просвещения Российской Федерации обращениям граждан и 50 научно-обоснованных заключений по наиболее часто задаваемым вопросам по применению нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения.
4. В целях сопровождения разработки законопроектов о защите прав несовершеннолетних и профилактике их антиобщественного и противоправного поведения с представителями экспертного сообщества был обсужден и доработан проект нового федерального закона, устанавливающего унифицированную модель государственной политики в отношении безнадзорности и профилактики правонарушений, механизм координации и регулирующего воздействия на все элементы системы профилактики; доработаны проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности субъектов системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики их неблагополучия, антиобщественного и противоправного поведения»; «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части совершенствования деятельности органов и учреждений системы профилактики антиобщественного и противоправного поведения несовершеннолетних и защите их прав»; «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации в части совершенствования деятельности органов и учреждений (организаций) системы профилактики антиобщественного и противоправного поведения несовершеннолетних и защите их прав»; «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации в части совершенствования деятельности органов и учреждений системы профилактики антиобщественного и противоправного поведения несовершеннолетних и защите их прав».
5. В целях нормативно-методического сопровождения мероприятий по разработке требований к единой системе оплаты труда педагогических работников проведен анализ действующего нормативного регулирования систем оплаты труда педагогических работников в образовательных организациях субъектов РФ, участвующих в пилотном проекте, и предложения по его совершенствованию. Разработаны проекты нормативных правовых актов и сопутствующих документов (пояснительных записок и др.), сопровождающих разработку новых требований к единой системе оплаты труда педагогических работников, проекты постановлений Правительства Российской Федерации (об апробации и по выплатам).
2019 – 2020 годы
1. Проведен анализ действующего российского и зарубежного законодательства (Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Польша, Канада), регулирующего отношения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Составлен систематизированный перечень действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (по одному от каждого федерального округа), регулирующих отношения в указанной сфере. Доработана концепция доктринального регулирования отношений, реформирующего действующий механизм правового регулирования, систему органов, а также формирование модели государственной политики с учетом процессов трансформации социально-политической жизни российского общества в условиях глобализирующегося мира и угроз его деструктивного воздействия. Разработан проект нового федерального закона, устанавливающего унифицированную модель государственной политики в отношении безнадзорности, беспризорности и профилактики правонарушений, а также проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с вступлением в силу нового федерального закона.
2. Собраны, систематизированы, проанализированы и оценены статистические данные и иная официальная информация в сфере обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций, по вопросам количества детей обучающихся вне школы, причинах выбора соответствующей формы получения образования, основных проблемах, возникающих при обучении вне образовательных организаций и др.; оценены правовые нормы и институты на соответствие их основным направлениям государственной политики в рассматриваемой сфере на предмет выявления проблемных вопросов и недостатков нормативного правового регулирования.
Подготовлена аналитическая записка о состоянии федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций; подготовлен систематизированный перечень федеральных нормативных правовых актов в сфере обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций, а также аналитический обзор зарубежного законодательства по вопросам обучения указанных категорий детей.
Разработана комплексная модель правового регулирования по организации образовательной среды для детей, которые обучаются по основным общеобразовательным программам, вне образовательных организаций. Организовано и проведено мероприятие «Перспективы и проблемы практики правового регулирования семейного образования в России» с участием представителей профессионального сообщества и представителей Министерства просвещения России.
3. Сформирован перечень нормативных правовых актов, устанавливающий обязательные требования, подлежащие проверке, проанализированный на предмет наличия противоречий в актах различного уровня, пересечений в реализации способов государственного регулирования (прямого и косвенного дублирования, предметов контроля) с целью обеспечения введения только тех обязательных требований, несоблюдение которых приводит к негативным последствиям для ключевых ценностей системы образования, а также обеспечения понятности формы представления обязательных требований.
Осуществлен полноценный всесторонний анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся.
Разработаны таблицы обязательных требований, подлежащих проверке в сфере дошкольного, общего и среднего профессионального образования и таблицы, отражающие информацию о целевой структуре нормативного регулирования с учетом требований, подлежащих проверке, а также с указанием ключевых рисков и способов воздействия в сферах воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки обучающихся.
Сформированы концептуальные основы нормативного регулирования при реализации механизма «регуляторной гильотины» в установленной сфере деятельности Минпросвещения России; определены и дифференцированы риски, воздействующие на ценности в системе образования с учетом сфер воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки обучающихся, управления имуществом в системе образования.
Сформирована целевая структура нормативного регулирования (образование, воспитание, опека и попечительство в отношении несовершеннолетних, социальная поддержка, управление государственным имуществом в системе образования), исходя из необходимости устранения тех недостатков, которые присущи текущей модели регулирования.
Разработаны предложения по внесению изменений в федеральное законодательство об образовании и отмене выявленных нормативных правовых актов, содержащих регулирование, не отвечающее требованиям риск-ориентированного подхода и современного технологического развития, а также предложения по изменению законодательства и совершенствованию правового регулирования отношений, которые разрабатывались в направлениях образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки обучающихся, управления имуществом в системе образования.
4. Осуществлен мониторинг существующей опасной ситуации для психического развития несовершеннолетних в сети "Интернет" с целью выявления рисков нарушения их информационных прав и свобод, а также обеспечения информационной безопасности детей в ходе цифровой трансформации общественных отношений.
Разработаны методика, устанавливающая правила и показатели осуществления мониторинга с целью выявления рисков информационных прав и свобод, а также информационной безопасности несовершеннолетних в ходе цифровизации общества и риск-ориентированные подходы, для определения уровня тяжести потенциально возможных последствий негативного информационного влияния цифровой трансформации общественных отношений.
Выявлены лучшие модели и практики защиты информационных прав и интересов несовершеннолетних в ходе цифровизации общества, реализуемых в зарубежных государствах. Проведено социологическое исследование допустимости и пределов ограничения некоторых информационных прав и свобод несовершеннолетних в разработанных предложениях по совершенствованию норм отечественного законодательства, направленных на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних. Сформированы методические рекомендации для научно обоснованных методических рекомендаций, мероприятий, методических и информационных материалов для родителей, детей, педагогов для противодействия негативному воздействию на детей при развитии процессов цифровой трансформации общественных отношений.
5. Исследована правовая природа положений, устанавливаемых нормативными правовыми актами в области содержания и оценки качества на предмет полноты, достаточности правового регулирования, согласованности нормативных правовых актов с действующим законодательством, выявлении коллизий и пробелов в правовом регулировании. Подготовлены научно-обоснованные предложения по корректировке (внесение изменений, принятие новых и отмена устаревших) нормативных правовых актов в сфере содержания и оценки качества начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Проведен анализ источников обновления содержания общего образования, применяемых мер по обновлению содержания общего образования, в частности разработки и принятия концепций преподавания отдельных учебных предметов и подготовлены рекомендации по совершенствованию правовых инструментов регулирования содержания и оценки качества общего образования, в том числе направленного на систематическое обновление содержания общего образования.
6. Организована работы экспертной группы для оказания экспертно-консультационной, а также информационной поддержки работников системы образования по применению нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения.
Определены совокупности информационно-технологических и технических свойств цифровой платформы, обеспечивающей возможность функционирования информационного интернет-портала по оказанию экспертно-консультационной, а также информационной поддержки работников системы образования при применении нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения. Осуществлена экспертно-консультационная и информационная поддержка работников системы образования по применению нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения.
7. Осуществлен анализ актуального состояния и проблем правоприменительной практики в связи с изменениями, произошедшими в силу принятия Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Проведен анализ опроса по анкетам «Нагрузка и отчетная документация педагогических работников, осуществляющих классное руководство» и «Особенности работы учителей в дистанционном режиме». Проведена правовая оценка особенностей регламентации работы педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования в дистанционном режиме.
7. Проведен анализ нормативной правовой базы и иных документов в сфере налоговых расходов. Разработаны и апробированы методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, куратором которых определено Минпросвещения России, а также предложения по содержанию паспортов налоговых расходов Российской Федерации, куратором которых определено Минпросвещения России;
8. Проведен анализ и обобщение информации о правовом регулировании правоотношений в области сохранения и развития родных языков народов, включая миноритарные и исчезающие языки в Российской Федерации; изучен опыт международно-правового регулирования языковых правоотношений и моделей языковой политики иностранных государств и подготовлен соответствующий обзор. Разработан проект модели языковой политики для Российской Федерации и сформулирован механизм его реализации, а также разработаны предложения по совершенствованию нормативного правового и научно-информационного обеспечения языковых правоотношений в образовательном пространстве.
9. Проведено социологическое исследование с целью оценки уровня осведомленности несовершеннолетних в вопросах обеспечения личной информационной безопасности в сети «Интернет» и выявления наиболее опасных видов информации, распространяющейся среди детей различных возрастных категорий посредством информационно-телекоммуникационных сетей. Исследован международный и зарубежный опыт (на примере ЕС, Государств-участников СНГ, США, Великобритании, Германии, Китая и др.) выявлены лучшие зарубежные практики и международные положения в области защиты прав и интересов несовершеннолетних в сети «Интернет», разработаны предложения по имплементации положительных международных и зарубежных юридических технологий. Проведен анализ состояния отечественного законодательства в области обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, при котором основное внимание было уделено изучению вопросов правового обеспечения защиты детей от опасных посягательств на права и интересы детей в информационной сфере, выявлены коллизии и недостатки.
Разработан комплекс предложений о совершенствовании норм межотраслевого законодательства РФ о противодействии опасным посягательствам на права и интересы детей в информационной сфере (информационного, уголовного, гражданского, семейного права и других) и разработан единый концептуальный подход к вопросам разработки предложений о совершенствовании законодательства РФ в данной сфере.
10. Осуществлен анализ действующего российского и зарубежного (Казахстан, Белоруссия, Канада, Польша) законодательства, регулирующего отношения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводимый с целью выявления противоречивости, пробельности, коллизионности, декларативности и достаточности действующих норм права.
Разработана концепция нового федерального закона, устанавливающего унифицированную модель государственной политики в отношении безнадзорности, беспризорности и профилактики правонарушений, механизм координации и регулирующего воздействия на все элементы системы профилактики.
11. Проведен мониторинг правоприменения, включающий анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (на примере 20 субъектов) по вопросам обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций. Составлен систематизированный перечень действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций. Подготовлен анализ, содержащий результаты мониторинга эффективности правоприменения действующих региональных нормативных правовых актов в сфере обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций.
12. Изучены и систематизированы основные теоретико-методологические разработки, описывающие состояние научно-методического, методического и кадрового обеспечения обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации Проведено исследование актуального состояния и проблем научно-методического, методического и кадрового обеспечения обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации и разработаны рекомендации по решению проблем научно-методического, методического и кадрового обеспечения обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации.
13. Разработана модель и механизмы проведения комплексного анализа правоприменительной практики в сфере трудовых отношений общеобразовательных организаций с педагогическими работниками в Российской Федерации. Проведен комплексный анализ правоприменительной практики в сфере трудовых отношений общеобразовательных организаций с педагогическими работниками в Российской Федерации. Сформированы методические рекомендации по комплексному развитию нормативно-методических основ и модернизации нормативно-правовых актов в сфере трудовых отношений общеобразовательных организаций с педагогическими работниками в Российской Федерации на среднесрочный период (до 2022 года).
2017 – 2018 годы
Сформулированы и обоснованы практико - ориентированные концептуальные положения и направления дальнейшей разработки нормативного правового и научно-информационного обеспечения реализации государственной языковой политики. Разработаны рекомендации по повышению эффективности и результативности нормотворческой и правоприменительной деятельности Минобрнауки России по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной языковой политики.
Подготовлен систематизированный перечень международных обязательств Российской Федерации в сфере образования. Подготовлены рекомендации по разработке национальных докладов по вопросам, входящим в компетенцию Минобрнауки России.
Организован и проведен юридический форум для учащихся образовательных организаций «Право для школьников» в республике Дагестан. Разработаны и представлены методические рекомендации по организации и проведению профориентационной работы педагогическими работниками в рамках дополнительных образовательных мероприятий с обучающимися. Представлен современный адаптированный стандарт профориентационной работы педагогических работников при проведении дополнительных образовательных мероприятий с обучающимися.
Разработаны рекомендации для Минпросвещения России и подведомственных ему организаций по юридической защите их прав и имущественных интересов.
2015 – 2016 годы
В целях осуществления мониторинга правоприменения в пределах полномочий Минобрнауки России:
- проведена комплексная оценка результатов правоприменения в сферах общего образования и среднего профессионального образования;
- подготовлены научно-обоснованные предложения в доклады о результатах мониторинга правоприменения в 2014 и 2015 г.г.;
- подготовлены предложения по разработке соответствующих нормативных правовых актов, либо корректировке действующих нормативных правовых актов в сферах общего образования и среднего профессионального образования.
В целях эффективной реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подготовлены:
- научно-методические рекомендации по эффективному применению норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- актуальный научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».
Проведена комплексная оценка результатов правоприменения в сфере системы государственного управления в пределах полномочий Минобрнауки России в рамках действия Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
2013 - 2014 годы
Подготовлены предложения к структуре и содержанию проектов нормативных актов, обеспечивающих реализацию Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части высшего образования.
Осуществлен мониторинг полномочий Минобрнауки России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития государственных научных центров и наукоградов.
Поведен анализ изменений в системе законодательства об образовании в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Подготовлены материалы правового характера о новом законе об образовании для распространения соответствующей информации за рубежом.
В целях проведения инкорпорации норм законодательства Российской Федерации в пределах полномочий Минобрнауки России:
- разработаны научно-методические основы исследования форм, содержания и видов нормативных правовых актов, изданных в период 1919-1992 гг. в сфере образования, науки, опеки и попечительства над несовершеннолетними;
- подготовлены предложения по разработке нормативных правовых актов, направленных на отмену и признание недействующими на территории Российской Федерации нормативных правовых актов в сферах образования, науки, опеки и попечительства над несовершеннолетними.
- изданы научно-методические рекомендации по работе с нормативными правовыми актами в сфере образования периода с 1917 по 1930-е годы, а также научно-практическое пособие по применению общепризнанных принципов и норм международного права в правовом регулировании опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации.
2012 год
Выполнен комплекс мероприятий по организационному сопровождению завершающих работ по подготовке проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Разработаны научно-методические рекомендации по работе с нормативными актами периода 1917-1960 гг. в сфере образования, науки, опеки и попечительства, подготовлены предложения по применению полученных научно-методических материалов в правотворческой и правоинтерпретационной деятельности органов государственной власти.
Разработаны научно-методические разъяснения для работников системы образования по применению законодательства Российской Федерации в области образования с учетом вступления в силу проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Выработаны основные направления совершенствования регулирования правового статуса педагогического работника в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.
Проведено теоретико-правовое исследование механизма защиты прав и законных интересов отдельных видов субъектов сферы образования.
Издано учебное пособие «Лекции по образовательному праву».
2011 год
Выполнен комплекс мероприятий по отбору, обобщению и анализу предложений по доработке проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Разработаны и изданы методические рекомендации по организации деятельности хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.
Выявлены приоритеты и основные направления модернизации образовательного законодательства в зарубежных странах и с учетом выявленного положительного опыта разработаны предложения по совершенствованию законодательства в России.
Разработаны научно-методические основы правового обеспечения государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений в условиях единой независимой системы оценки качества образования.
2010 год
Выполнен комплекс мероприятий по научно-методическому обеспечению подготовки проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Исследованы отечественные и зарубежные практики управления образованием.
Разработаны научно-методические основы правового регулирования приема иностранных граждан в российские образовательные учреждения в условиях расширения экспорта образовательных услуг (в условиях повышения конкурентоспособности российского образования).
Разработаны экономические методы и основы обеспечения деятельности хозяйствующих обществ, создаваемых бюджетными научными и высшими учебными заведениями.
Издана монография «Образование в США: правовые основы финансирования».
2009 год
Разработаны научно-методические основы правового регулирования приема иностранных граждан в российские образовательные учреждения в условиях повышения конкурентоспособности российского образования.
Проведено комплексное методологическое исследование понятия, предмета, системы и источников образовательного права для формирования учебно-методической базы курса «Образовательное право».
Разработаны модели профильного обучения для школ с этнокультурным компонентом.
На сайте Центра – lexed.ru начала функционировать правовая поисковая система нормативных правовых актов сферы образования.
2008 год
Разработана концепция законодательного акта, интегрирующего законодательство по всем уровням образования (концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Проведен анализ форм получения образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и разработаны модели включения удаленных (малодоступных) образовательных учреждений в процесс модернизации отечественного образования.
Предложены технологические и организационные схемы проведения исследования и оценки качества образования в субъекте РФ в условиях обособленной деятельности региональной службы по контролю и надзору в сфере образования.
В издательстве «Норма» издан комментарий к Закону Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
2007 год
Разработан проект доклада федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования о соблюдении законодательства РФ об образовании и методический инструментарий по подготовке ежегодных докладов Рособрнадзора.
Подготовлена методика апробации механизмов мониторинга, анализа и публичного представления результатов надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации об образовании.
Исследованы формы взаимодействия надзорных органов при проведении контроля и надзора в отношении образовательных учреждений.
Издана монография «Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран».
2006 год
Выработаны концептуальные подходы к форме и содержанию законодательного акта, интегрирующего законодательство по всем уровням системы образования.
Разработаны предложения по нормативно-правовому и методическому обеспечению введения единого государственного экзамена в штатном режиме.
Предложены пути совершенствования законодательного регулирования юридической ответственности и защиты прав субъектов образовательной деятельности в условиях модернизации образования.
Основан информационно-аналитический журнал «Ежегодник российского образовательного законодательства».
Издательством «Норма» издан постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании».
2005 год
Разработаны основы нормативно-правового обеспечения введения единого государственного экзамена при поэтапном переходе ЕГЭ в штатный режим на территории Российской Федерации.
Подготовлены предложения по внесению изменений в Положение об аттестации педагогических и руководящих кадров, Положение об итоговой аттестации выпускников, Порядок приема в учреждения профессионального образования и механизма деятельности подготовительных отделений в вузах для контрактников, а также пакет нормативных правовых актов по обеспечению физической и технической охраны объектов образования.
Издательстве «Academia» издана коллективная научная монография «Образовательные системы и образовательное законодательство государств Востока».
2004 год
Проведен анализ форм и содержания образовательного стандарта в условиях модернизации российского образования, разработаны концептуальные основы, критерии и требования, предъявляемые к государственному стандарту общего образования второго поколения.
Разработаны методические рекомендации по совершенствованию качества управления общеобразовательным учреждением в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Изданы практическое пособие «Авторские и имущественные права на цифровые учебные ресурсы», а также сборник международных правовых актов и документов по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях,
Начал функционировать сайт Центра – www.fcoz.ru, специализирующийся на предоставлении материалов об образовательном законодательстве и праве.
2003 год
Подготовлены проект Общей части Кодекса РФ об образовании, Проект Концепции особенной части Кодекса РФ об образовании.
Разработан методический инструментарий введения государственного образовательного стандарта общего образования.
Подготовлены проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и использование в образовательном процессе лицензируемых и сертифицируемых программных продуктов и средств, концепция социального партнерства в системе профессионального образования, рекомендации для органов управления образования по координации деятельности в сфере социальной политики с общественными объединениями и некоммерческими организациями (неправительственными российскими и зарубежными фондами, общественными движениями).
Изданы монографические исследования и сборники по образовательному законодательству государств-участников СНГ и стран Балтии, стран Евросоюза, по международно - правовым вопросам в сфере образования.
2002 год
Разработан федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Выработаны модели инвестиционных подходов к организации государственного образования и привлечения внебюджетных средств, предложены организационно-правовые механизмы, регулирующие имущественные отношения в сфере образования.
Проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации в сфере образования с целью выявления пробелов, противоречий и иных недостатков действующих законов, негативно влияющих на единство правового пространства в сфере образования, на основании которого подготовлены рекомендации по совершенствованию законодательства об образовании для обеспечения единого правового образовательного пространства.
2001 год
Разработаны концепция и проект общей части Кодекса РФ об образовании.
Проведено исследование научно-методических основ совершенствования правового регулирования сферы образования. Предложены меры по развитию и совершенствованию законодательства об образовании в части основного общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, статуса педагогических работников и развития дистанционного обучения.
Выработаны методологические принципы законотворческой и законопроектной деятельности в области образования, разработаны рекомендации по подготовке и оформлению проектов законов об образовании.
Разработаны и изданы учебные и учебно-методические пособия, научные монографии для учебной дисциплины «Образовательное право».
2000 год
Разработаны теоретико-правовые основы развития нормативно-правовой базы системы образования, выработаны единые научные подходы к разработке правовых актов в области образования, включая Образовательный кодекс Российской Федерации.
Подготовлены рекомендации по совершенствованию законодательства об образовании субъектов РФ, выявлены нецелесообразные и неэффективные нормы в законодательстве субъектов Российской Федерации, разработаны научно обоснованные методические рекомендации по подготовке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Определены основные ориентиры и организационно-правовые контуры экономического курса на расширенное привлечение внебюджетных средств финансирования, при этом особое внимание уделялось одному из наиболее перспективных направлений мобилизации внебюджетных ресурсов - активизации инвестиционной политики в сфере образования.