Реферат
научно-исследовательской работы по теме:
«Осуществление мониторинга правоприменения в пределах полномочий Минобрнауки России»
Отчет: 310 с. 322 источника.
Ключевые слова: Минобрнауки России; мониторинг; научно-методические основы; правоприменение; полномочия; методика; доклады; нормативные правовые акты.
Объект исследования: нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся полномочий Минобрнауки России в таких областях, как: охрана и защита семьи и детства; развитие здорового образа жизни; наука и научно-техническая деятельность; воспитательная деятельность; опека и попечительская деятельность.
Цель и задачи научно-исследовательской работы (НИР): оценка результатов правоприменения в пределах конкретных полномочий Минобрнауки России.
Цель НИР определила постановку и решение следующих задач:
- разработка теоретических принципов и базисных технических решений по построению системы мониторинга правоприменения в пределах полномочий Минобрнауки России;
- проведение анализа нормативно-правовой основы конкретных целей правоприменения по реализации полномочий Минобрнауки России;
- сбор, обобщение и анализ первичных данных о результатах правоприменения в пределах конкретных полномочий Минобрнауки России;
- оценка эффективности правоприменения в пределах конкретных полномочий Минобрнауки России;
- разработка предложений, направленных на совершенствование правоприменения в пределах конкретных полномочий Минобрнауки России и подготовку соответствующих нормативных правовых актов.
Основное содержание работы.
В ходе выполнения НИР выполнены следующие работы:
а) разработаны научно-методические основы мониторинга правоприменения в пределах полномочий Минобрнауки России;
б) определены границы и правовые свойства нормативно-правовой основы полномочий Минобрнауки России, а также цели правоприменения по реализации полномочий Минобрнауки России;
в) собраны, обобщены и проанализированы данные о результатах правоприменительной практики в пределах следующих полномочий Минобрнауки России: вопросы охраны и защиты семьи и детства, развитие здорового образа жизни; вопросы науки и научно-технической деятельности; вопросы воспитательной деятельности; вопросы опеки и попечительской деятельности.
г) проведена оценка эффективности правоприменения в пределах следующих полномочий Минобрнауки России: вопросы охраны и защиты семьи и детства, развитие здорового образа жизни; наука и научно-техническая деятельность; воспитательная деятельность; опека и попечительская деятельность.
д) разработана система мер, направленных на совершенствование правоприменения и действующих нормативных правовых актов в пределах следующих полномочий Минобрнауки России: вопросы охраны и защиты семьи и детства, развитие здорового образа жизни; вопросы науки и научно-технической деятельности; вопросы воспитательной деятельности; вопросы опеки и попечительской деятельности.
В процессе осуществления мониторинга правоприменения в пределах конкретных полномочий Минобрнауки России определены:
а) основные тенденции развития мировых и российских процессов ведомственного правового регулирования сферы образования со стороны органов центрального управления;
б) существующее состояние правоприменения на основе используемой совокупности полномочий Минобрнауки России, включая достаточность (беспробельность) полномочий; конфликтность полномочий; наличие дублирующих и избыточных положений; фактических данных о противоречивой правовой практике, коллизиях и правовых ошибках и наиболее эффективном правовом опыте преодоления указанных недостатков;
в) российские и зарубежные существующие системы оценки правоприменения в сфере образования, направленные на совершенствование практической работы органов центрального (федеративного) управления;
В процессе мониторинга правоприменения в пределах конкретных полномочий Минобрнауки России выполнены следующие работы:
а) проведен анализ, выбор и осуществлена разработка методов обеспечивающих мониторинг правоприменения в пределах конкретных полномочий Минобрнауки России;
б) разработаны основные компоненты отраслевой методики мониторинга правоприменения в пределах конкретных полномочий Минобрнауки России: определены объект и предмет мониторинга; составлена для целей мониторинга правоприменения матричная модель типологии полномочий Минобрнауки; выявлены долгосрочные цели правоприменения, средства и методы определения соответствия результатов правоприменения его целям; составлены рекомендации по сбору, фиксации и оценке информации;
в) определены границы и правовые свойства нормативно-правовой основы полномочий Минобрнауки России, а также цели правоприменения по реализации полномочий Минобрнауки России;
г) собраны, обобщены и проанализированы данные о результатах правоприменительной практики в пределах конкретных полномочий Минобрнауки России;
д) проведена оценка эффективности правоприменения в пределах конкретных полномочий Минобрнауки России;
е) разработана система мер, направленных на совершенствование правоприменения и действующих нормативных правовых актов в пределах следующих полномочий Минобрнауки России: вопросы охраны и защиты семьи и детства, развитие здорового образа жизни; наука и научно-техническая деятельность; воспитательная деятельность; опека и попечительская деятельность;
ж) сформулированы предложения к докладам о результатах мониторинга правоприменения;
з) подготовлены предложения по разработке соответствующих нормативных правовых актов в пределах следующих полномочий Минобрнауки России: вопросы охраны и защиты семьи и детства, развитие здорового образа жизни; наука и научно-техническая деятельность; воспитательная деятельность; опека и попечительская деятельность
Основные достигнутые результаты.
Научно-технический отчет, содержащий:
научно-методические основы мониторинга правоприменения в пределах полномочий Минобрнауки России;
отраслевая методика мониторинга правоприменения в пределах полномочий Минобрнауки России и полученные результаты её экспериментальных исследований;
предложения в Доклады о результатах мониторинга правоприменения в 2011-2012 годах;
предложения по разработке нормативных правовых актов по результатам мониторинга правоприменения в 2011-2012 годах;