РЕФЕРАТ
итогового отчета за 2012 год по проекту
«Анализ действующего российского законодательства в области образования по вопросам международного сотрудничества и разработка научных подходов по совершенствованию данного законодательства»
Ключевые слова: международное сотрудничество, образовательное законодательство, иностранные граждане, право на образование, трансграничное образование.
Объект исследования: нормативные правовые акты РФ и международные правовые акты, регулирующие основные институты международной деятельности в сфере образования.
Цель выполнения научно-исследовательской работы (НИР): совершенствование правового регулирования международной деятельности в сфере образования.
Достижение отмеченной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
- анализ нормативных правовых актов РФ в сфере международной деятельности в сфере образования на предмет их непротиворечивости международным обязательствам;
- анализ международных правовых актов, регулирующих основные институты международной деятельности в сфере образовании;
- определение целей, задач, принципов и направлений международной деятельности в сфере образования в соответствии с имеющейся правовой базой;
- исследование основных институтов международной деятельности в сфере образования;
- изучение влияния участия Российской Федерации в интеграционных объединениях в отношении национальной образовательной сферы;
- определение порядка реализации права на образование иностранных граждан и апатридов на территории Российской Федерации, российских граждан в зарубежных учебных заведениях;
- исследование организационных основ международной деятельности (компетенция государственных органов, полномочия образовательных учреждений); возможности установления режима наибольшего благоприятствования и национального режима для иностранцев в образовательной сфере и др.;
- разработка и совершенствование правовых механизмов регулирования международной деятельности в сфере образования.
Метод и методология проведения работы.
Решение задач настоящей работы планируется осуществить с применением методов и методик научного исследования, способных обеспечить получение объективных, всесторонних и полных знаний о предмете и объекте исследования, действующем законодательстве и практике его применения.
Требуемое качество работ будет достигнуто за счет использования следующих методов научно-исследовательской работы:
1. метод информационного поиска посредством применения компьютерных технологий;
2. метод отбора данных (информации);
3. метод систематизации;
4. метод классификации
5. метод сравнительно-сопоставительного анализа;
6. метод индуктивного и дедуктивного обобщения;
7. метод моделирования;
8. метод структурного анализа;
9. метод сравнительно-правового анализа;
10. метод проблемно-ориентированного анализа;
11. последовательный анализ вариантов;
12. метод проектирования;
13. метод формально-логического анализа;
14. метод теоретико-методологического обобщения;
15. метод структурирования и формализации информации - структурно-функциональный метод;
16. методы толкования права.
Совокупность предложенных методов способствует повышению качества работ за счет:
- глубины, многоаспектности, системности, концептуальности результатов анализа;
- логической последовательности, обоснованности и достоверности выводов по результатам анализа;
- выбранной совокупности работ, их логической сочетаемости и взаимосвязи;
- апробированности выбранной совокупности работ, их логической сочетаемости и взаимосвязи;
- снижения риска и издержек, оптимизации затрат труда, времени, ресурсов для проведения работ.
Результаты работы могут быть использованы Министерством образования и науки Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами при решении задач, связанных с:
- разработкой нормативно-правовой базы по международной деятельности в сфере образования;
- изменением действующего законодательства в соответствии с основными принципами и направлениями международной деятельности в сфере образования;
- реализацией работ, проектов и программ по вопросам международной деятельности в сфере образования.