Оглавление
Реферат

РЕФЕРАТ

итогового отчета за 2011 год по проекту

«Анализ судебной и арбитражной практики в сфере образования в 2008-2009 годах»

Ключевые слова: судебная практика в сфере образования, правовые позиции Конституционного Суда РФ по спорам в сфере образования, постановление Конституционного Суда РФ, определение Конституционного Суда РФ, защита прав граждан в сфере образования

Актуальность проекта обусловлена следующими причинами:

- анализ судебной практики позволяет выявить пробелы и коллизии действующего правового регулирования, которые должны быть учтены при проектировании норм проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- в условиях частых изменений законодательных основ образовательной деятельности судебно-арбитражная практика играет роль цементирующего начала, выявляющего общие начала нормативно-правового регулирования образовательных отношений и тем самым объединяющего различные по своей отраслевой принадлежности (административные, гражданские, финансовые и иные) источники образовательного права;

Проект нацелен на исследование судебной и арбитражной практики в сфере образования.

Основные задачи, решаемые при выполнении проекта:

- выявление основных тенденций правоприменительной практики в сфере образования;

- использование правоприменительной практики в целях регулирования образовательных отношений при возникновении пробела образовательного законодательства.

В связи с вышесказанным, в качестве объекта настоящего исследования выступают правоотношения, возникающие между образовательным учреждением, педагогическими работниками и обучающимся, а также вопросы, касающиеся определения содержания правового статуса вышеуказанных субъектов образовательных правоотношений, в части неоднозначного или коллизионного правового регулирования, получившего выражение в деятельности Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Предмет исследования составляют судебные решения судов различных инстанций по вопросам, связанным с реализацией конституционного права на образование, созданием и функционированием образовательных учреждений, осуществлением педагогической деятельности, финансовыми и налоговыми отношениями в сфере образования, типологией и особенностями различных организационно-правовых форм образовательных организаций, реорганизацией и ликвидацией образовательных учреждений, управлением в сфере образования, компетенцией и ответственностью образовательных организаций.

Методической основой настоящего исследования послужил системный подход к изучению судебной практики по вопросам образования, а также логический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы научного познания.

Краткое описание выполненных в отчетном периоде работ.

Учитывая результаты ранее проведенных исследований в рамках настоящего исследования были отобраны и проанализированы следующие судебные решения за период 2010-2011 г.:

- 5 Решений Конституционного Суда РФ;

- 8 Решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

- 3 Решения Верховного Суда РФ;

- 45 Решений судов общей юрисдикции;

- 60 Решений арбитражных судов.

Тексты всех решений, пронумерованные и сгруппированные в порядке их появления в тексте, являются электронным приложением к настоящему отчету.

Результатом настоящего исследования являются подготовленные в соответствии с техническим заданием Обзоры судебной практики:

1. Обзор «Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам конституционного права на образование» (Глава 1);

2. «Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав обучающихся» (Глава 3).

3. «Обзор судебно-арбитражной практики по спорам, связанным с финансовыми и налоговыми отношениями в сфере образования» (Глава 4).

4. «Обзор судебно-арбитражной практики по спорам, связанным с типологией и особенностями различных организационно-правовых форм образовательных организаций» (Глава 5).

5. «Обзор судебно-арбитражной практики по спорам, связанным с реорганизацией и ликвидацией образовательных учреждений» (Глава 6).

6. «Обзор судебно-арбитражной практики по спорам, связанным с управлением в сфере образования» (Глава 7).

7. «Обзор судебно-арбитражной практики по спорам, связанным с компетенцией и ответственностью образовательных организаций» (Глава 8).

В дополнение к перечню результатов, указанных в техническом задании, в настоящий отчет включены результаты анализа решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ (Глава 2), упоминание о которых есть в п. 2.4. Технического задания по проекту.

Подробное описание полученных результатов по проекту содержится в конце каждой главы и в заключении.

Рекомендации по внедрению.

Результатом проведенного исследования стали выявленные принципы и подходы, применяемые судами к разрешению различного рода дел в сфере образования. Данные принципы и подходы могут быть использованы законодателем в качестве практического материала рекомендательного характера при дальнейшем совершенствовании законодательства в области образования и восполнении пробелов текущего законодательства, что повысит эффективность принимаемых законодательных решений.

Дальнейшее развитие объекта исследования представляется в виде обновления и дополнения результатов настоящего исследования новыми материалами судебной практики с периодичностью не реже, чем один раз в 3 года.