РЕФЕРАТ
итогового отчета за 2011 год по проекту
«Понятие, предмет, система и источники образовательного права: к формированию учебно-методической базы курса «Образовательное право»
Ключевые слова: образовательное право; образовательные правоотношения; объект образовательных правоотношений; субъектный состав образовательных правоотношений; статус участника образовательного правоотношения; права, обязанность, ответственность участника образовательных правоотношений.
Цель работы – оказание помощи в выработке единой методики преподавания учебной дисциплины «Образовательное право» и плодотворном ее изучении.
При выполнении третьего этапа работ по Государственному контракту были использованы следующие методы:
– комплексный междисциплинарный подход к изучению понятия "образовательные правоотношения", определения его содержания и структуры и выявления отличительных черт образовательных правоотношений от иных правоотношений;
– формально-догматический метод для проведения типологизации и классификации образовательных учреждений. Данный метод применялся и при исследовании дифференциации статуса образовательного учреждения в зависимости от организационно-правовой формы и типа образовательного учреждения;
– метод конкретно - социологического исследования для определения объекта и субъектного состава образовательных правоотношений;
– метод исследования институциональных и экономических аспектов воздействия глобализации на сферу образования, деятельности важнейших международных институтов в этой области;
– метод анализа действующего законодательства Российской Федерации об образовании с точки зрения его эффективности при возникновении, изменении и прекращении образовательных правоотношений;
– сравнительно-правововой метод, позволяющий решить задачу сопоставления двух или более институтов образовательного права с целью выявления их соответствия направлениям унификационной деятельности, а также изучить основные тенденции развития нормативного регулирования образовательных отношений в России и европейских странах в связи с формированием в рамках Болонского процесса «единого европейского образовательного пространства».
При выполнении третьего этапа работ по Государственному контракту был использован следующий инструментарий:
1 Российская и зарубежная научная литература и иные доктринальные источники;
2. Российская учебная литература;
3. Законодательство Российской Федерации об образовании;
4. Иные источники образовательного права Российской Федерации, включая международные договоры и соглашения, различные подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, Минобрнауки РФ, а также правоприменительную практику;
5. Законодательство субъектов Российской Федерации, иные источники регионального образовательного права;
6. Нормативные правовые акты муниципальных органов, регулирующих отношения в сфере образования, и иные источники муниципального образовательного права;
7. Данные (статистические, общего характера) Минобрнауки России, Рособрнадзора, вузов России и других организаций;
8. Приказ Федерального центра образовательного законодательства о создании комиссии по открытому опубликованию с инструкцией о порядке проведения экспертизы;
9. Договор на опубликование статьи в журнале «Реформы и право» или «Право и образование».
В ходе выполнения третьего этапа работ по Государственному контракту были получены следующие результаты:
1 Аналитический отчет о проведении теоретических исследований «Статус участников образовательных правоотношений: права, обязанности, ответственность».
2. Результаты теоретических исследований: отчет по обобщению и оценке результатов исследований по проблеме «Понятие, предмет, система и источники образовательного права: к формированию учебно-методической базы курса «Образовательное право».
3. Публикации результатов НИР, включая:
- заключение экспертной комиссии по открытому опубликованию ФГБУ «ФЦОЗ»;
- копии статьи: Трошкина Т.Н. "Понятие и структура образовательного правоотношения"//Реформы и право, № 3, 2011, стр. 55-61;
- копия статьи: Козырин А.Н., Трошкина Т.Н., Ялбулганов А.А. «Образовательное право как учебная дисциплина» // Реформы и право, № 4, 2011, стр. 53-57;
4. Программа учебной дисциплины «Образовательное право».