РЕФЕРАТ
итогового отчета за 2011 год по проекту
«Исследование практики формирования и основных характеристик зарубежных и российской систем законодательства об образовании»
Ключевые слова: законодательство об образовании зарубежных стран, образовательные реформы, модернизация образовательного законодательства, образовательная политика зарубежных стран.
Работа по проекту «Исследование практики формирования и основных характеристик зарубежных и российской систем законодательства об образовании» проводилась в соответствии с техническим заданием и в сроки, предусмотренные календарным планом выполнения работ в рамках проекта «Исследование практики формирования и основных характеристик зарубежных и российской систем законодательства об образовании», выполняемого в рамках Мероприятия 3. «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования», Раздела 3.3. «Научно-методическое обеспечение формирования эффективных экономических отношений в образовании и развития новых механизмов финансирования. Развитие ресурсного обеспечения системы образования. Правовое обеспечение развития и модернизации образования», Подраздела 3.3.3. «Правовое обеспечение развития и модернизации образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)».
Проект нацелен на выявление приоритетов и основных направлений модернизации образовательного законодательства в зарубежных странах, а также – на разработку предложений по совершенствованию законодательства РФ с учетом выявленного положительного опыта.
Задачи проекта:
- исследование современных систем образовательного законодательства в зарубежных странах;
- выявление приоритетов и основных направлений модернизации образовательного законодательства в зарубежных странах;
- определение особенностей формирования и модернизации образовательного законодательства в отдельных зарубежных странах;
- разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию законодательства РФ об образовании с учетом выявленного положительного опыта модернизации законодательства об образовании в зарубежных странах.
Актуальность выполнения проекта:
На настоящем этапе система образования Российской Федерации и ее образовательное законодательство стоят перед необходимостью завершения их адаптации в соответствии с целями и задачами создания к 2010-2012 годам «европейского пространства высшего образования», реализуемыми в рамках Болонского процесса, участником которого Российская Федерация стала с сентября 2003 года. В последний период происходит серьезное реформирование законодательства об образовании в большинстве развитых стран мира. В этом процессе отмечаются как общие тенденции, так и некоторые особенности.
В качестве объекта настоящего исследования выступают правоотношения, возникающие в связи с формированием образовательной политики и образовательного законодательства в зарубежных государствах.
Предмет исследования составляют законодательные акты зарубежных государств, материалы совещаний, комиссий, комитетов, ассоциаций, объединений в сфере образования, содержащие сведения о приоритетах формирования образовательной политики зарубежных государств.
Методической основой настоящего исследования послужил системный подход к изучению зарубежного законодательства и правоприменительной практики по вопросам образования, а также исторический, логический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы научного познания.
Краткое описание работ, выполненных по проекту:
В ходе работы было проанализировано законодательство 26 зарубежных стран, из которых отобрано 8 государств, представляющих различные правовые системы, имеющие различную форму государственного устройства, географическое расположение, роль в мировой политике и иные различия.
Для подготовки настоящего отчета использовались зарубежные и российские издания, посвященные проблемам формирования образовательной политики, оригиналы законодательных актов, если не указано иное, находящиеся в общем доступе в зарубежных справочных правовых системах, на официальных сайтах органов государственной власти зарубежных стран. Также для проведения исследования использовались отчеты Европейского агентства по образованию, аудиовизуальным материалам и культуре, размещенные в свободном доступе в базе данных Eurydice[1].
Работа над проектом позволила выявить современные приоритеты и основные направления модернизации образовательного законодательства в зарубежных странах, исследовать и охарактеризовать современные системы образовательного законодательства в зарубежных странах, выявить особенности формирования и модернизации образовательного законодательства в отдельных зарубежных странах.
Достигнутые научно-технические результаты по проекту:
- Аналитическая записка «Современные системы образовательного законодательства в зарубежных странах».
- Аналитическая записка «Современные приоритеты и основные направления модернизации образовательного законодательства в зарубежных странах».
- Аналитическая записка «Особенности формирования и модернизации образовательного законодательства в отдельных зарубежных странах».
- Рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства РФ об образовании с учетом выявленного положительного опыта модернизации законодательства об образовании в зарубежных странах.
Прогнозные предположения о развитии объекта исследования.
Разработанные в результате работы над проектом конкретные рекомендации и предложения о совершенствовании федерального законодательства РФ об образовании с учетом положительного опыта модернизации законодательства об образовании в различных странах могут быть использованы на уровне федерального и регионального законодательства.
Настоящий отчет содержит введение, основную часть, состоящую из четырех глав, заключение, список использованных нормативных правовых актов. Работы выполнены в сроки, предусмотренные техническим заданием.
[1] [Электронный ресурс], URL: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/ (дата обращения 15 мая 2011 г.)