итогового отчета за 2011 год по проекту
«Разработка научно-методических основ правового регулирования приема иностранных граждан в российские образовательные учреждения в условиях повышения конкурентоспособности российского образования»
Ключевые слова: образование в России, иностранные граждане, соотечественники, экспорт образовательных услуг, международные соглашения Российской Федерации в области образования, Болонский процесс, прием иностранных граждан и соотечественников в российские образовательные учреждения, признание документов об образовании
Проект нацелен на разработку научно-методических основ правового регулирования приема иностранных граждан в российские образовательные учреждения в условиях развития международных интеграционных процессов в сфере образования.
Задачи проекта:
- изучить и проанализировать законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие вопросы международного сотрудничества в сфере образования и приема иностранных граждан, а также соотечественников в российские образовательные учреждения;
- изучить и проанализировать международные соглашения Российской Федерации на предмет соответствия им законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере образования в части организации приема и зачисления иностранных граждан на обучение в российские образовательные учреждения;
- выявить особенности организации приема и зачисления иностранных граждан и соотечественников на обучение в российские образовательные учреждения;
- разработать научно-методические подходы к формированию правовой модели приема иностранных граждан и соотечественников в российские образовательные учреждения с учетом выявленных особенностей, и подготовить рекомендации по совершенствованию законодательной регламентации организации приема указанных категорий поступающих на обучение в российские образовательные учреждения.
Актуальность выполнения проекта:
Существующая система нормативных правовых актов в сфере приема иностранных граждан не позволяет в полной мере обеспечить решение одной из важнейших задач модернизации образования – обеспечение конкурентоспособности российского образования в международном образовательном пространстве. В настоящее время законодательное регулирование и реальная практика приема иностранных граждан и соотечественников в российские вузы не только не обеспечивают полноценной реализации права каждого на доступ к высшему профессиональному образованию, но и не соответствуют общепризнанным международным стандартам и направлениям государственной образовательной политики в этой сфере, в том числе в части осуществления признания в Российской Федерации полученных в иностранных образовательных учреждения образования и квалификаций, обеспечения необходимых финансовых и материальных условий иностранным обучающимся в российских образовательных учреждениях, организации обучения на русском и (или) иностранном языке и т.д.
Проведенные ранее аналитические исследования подготовили научную базу для выработки конкретных правотворческих решений в данной сфере. Для эффективной реализации таких решений требуется разработка пакета научно-методических, информационных, практико-ориентированных материалов.
В качестве объекта настоящего исследования выступают правоотношения, возникающие в связи с организацией приема иностранных граждан, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, в аккредитованные вузы Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормы федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, международные правовые акты и соглашения, регулирующие порядок приема в вузы, а также материалы правоприменительной практики.
Методической основой настоящего исследования послужил системный подход к изучению законодательства и правоприменительной практики по вопросам образования, а также исторический, логический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы научного познания.
Краткое описание работ, выполненных по проекту:
На первом этапе проекта была проведена работа по выявлению приоритетов государственной политики в отношении поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, и создания условий для получения ими образования на русском языке, для чего были изучены и проанализированы законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие вопросы международного сотрудничества в сфере образования и приема иностранных граждан, а также соотечественников в российские образовательные учреждения. В целях выявления основных приоритетов государственной политики в отношении поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, в первом разделе исследования рассмотрены основные положения действующих на территории России законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение соотечественников в целом и при получении ими образования в России – в частности, а также проанализированы наиболее важные изменения, внесенные в законодательство в последние годы и отражающие тенденции государственной политики в этой области. Также проведен обзор действующих государственных программ по поддержке соотечественников и государственных и иных органов, ответственных за выполнение указанных программ, их результаты и приоритеты дальнейшего развития.
Для определения международных интеграционных процессов в сфере образования и необходимости исполнения принятых Россией международных обязательств во второй главе исследования было проведено изучение и анализ основных положений международных соглашений Российской Федерации на предмет соответствия им законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере образования в части организации приема и зачисления иностранных граждан на обучение в российские образовательные учреждения, а также выявлены особенности организации приема и зачисления иностранных граждан и соотечественников на обучение в российские образовательные учреждения.
На втором этапе проекта были подготовлены предложения по разработке правовых механизмов для формирования единого международного образовательного пространства, обеспечения конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг и создания условий для расширения экспорта российского образования, а также предложения по разработке институциональных форм, обеспечивающих возможности академической мобильности, а также реального доступа к высшему профессиональному образованию иностранных граждан, преодоления языковых и образовательно-культурных различий и барьеров.
В рамках второго этапа проекты, в качестве одной из институциональных форм, обеспечивающих возможности академической мобильности, был разработан алгоритм определения необходимости проведения процедуры признания иностранного документа об образовании. При размещении алгоритма на общедоступном источнике в сети Интернет, он будет способствовать повышению открытости, согласованности и надежности процедур и критериев, используемых при оценке и признании квалификаций, в соответствии с требованиями Ст. III.2 Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе[1].
Достигнутые научно-технические результаты по первому этапу работ по проекту:
- Аналитический обзор «Приоритеты государственной политики в отношении поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, и создания условий для получения ими образования на русском языке».
- Аналитический обзор «Определение международных интеграционных процессов в сфере образования и необходимости исполнения принятых Россией международных обязательств».
- Предложения по разработке правовых механизмов для создания условий для расширения экспорта российского образования.
- Предложения по разработке институциональных форм, обеспечивающих возможности академической мобильности и повышение доступности высшего образования для иностранных граждан.
Прогнозные предположения о развитии объекта исследования.
Полученные на первом этапе результаты позволят разработать предложения по разработке правовых механизмов для создания условий для расширения экспорта российского образования, а также предложения по разработке институциональных форм, обеспечивающих возможности академической мобильности и повышение доступности высшего образования для иностранных граждан.
Настоящий отчет содержит введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованных источников. Работы выполнены в сроки, предусмотренные техническим заданием.
[1] Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (заключена в г. Лиссабоне 11.04.1997) // СЗ РФ, 2000. – № 39. Ст. 3836.