Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Дистанционные образовательные технологии

(дистанционное обучение)


В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Образовательные организации вправе применять дистанционные образовательные технологии при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ.

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816.

Сопровождение реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, осуществляется в соответствии с временным порядком, утвержденным приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 № 103.

Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, утверждены приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22.

Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (часть 3 статьи 16 Закона об образовании).

Реализация образовательных программ или их части с применением дистанционных образовательных технологий осуществляется в предусмотренных Законом об образовании формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

При реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий образовательные организации:

- обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;

- определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

- определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся.

Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий является место нахождения образовательной организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся (часть 4 статьи 16 Закона об образовании).

При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно дистанционных образовательных технологий образовательная организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:

- создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся (часть 3 статьи 16 Закона об образовании);

- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется образовательной организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

Образовательные организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и образовательной организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным образовательной организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов.

Образовательная организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной образовательной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа.

Зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, на основании документов, подтверждающих результаты пройденного обучения:

а) документа об образовании и (или) о квалификации, в том числе об образовании и (или) о квалификации, полученного в иностранном государстве;

б) документа об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения, документа, выданного иностранными организациями (справки, академической справки и иного документа).

Форма и порядок подачи заявления, в том числе возможность его подачи в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.

Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 30.07.2020 № 845/369.

При реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий образовательные организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О государственной тайне», Федерального закона «О персональных данных», Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации».

     


Автор:

Дащинская Зоя Павловна, к.ю.н., начальник отдела НИР ФГБНУ "Федеральный центр образовательного законодательства";

Материал подготовлен по состоянию законодательства на 1 декабря 2020 года

© ФГБНУ "ФЦОЗ"

© Дащинская З.П.


Возврат к списку