Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Научные и иные проекты ФГБНУ "Федеральный Центр образовательного законодательства"

в 2019 году


Программа

Заказчик

Название проекта/темы

Полученные результаты

Государственное задание на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации

«Проблемы законодательного регулирования использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков субъектов Российской Федерации, языков народов Российской Федерации в образовательном пространстве, в том числе с учетом международно-правового регулирования в указанной сфере, правоприменительной практики, и выработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации»

Проведен анализ и обобщение информации о правовом регулировании правоотношений в области сохранения и развития родных языков народов нашей страны, включая миноритарные и исчезающие языки в Российской Федерации;

проведено исследование законодательных актов, регулирующих языковые отношения всех 85-ти субъектов Российской Федерации, и составлен систематизированный перечень этих нормативных правовых актов;

изучен опыт международно-правового регулирования языковых правоотношений и моделей языковой политики иностранных государств и подготовлен соответствующий обзор;

разработан проект модели языковой политики для Российской Федерации и сформулирован механизм его реализации;

разработаны предложения по совершенствованию нормативного правового и научно-информационного обеспечения языковых правоотношений в образовательном пространстве;

принято участие в 6th International Conference on Applied Linguistics Issues (ALI 2019) (г. Санкт-Петербург, 19-20 июля 2019 г.) с публикацией материалов, представленных на конференции: «Main results of analysis of language legislation of all 85 Russian Federation’s subjects (regions)» (на английском языке) в электронном и печатном сборнике материалов конференции;

принято участие в итоговой Всероссийской научно-практической конференции «Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития» (г. Москва, 12-13 декабря 2019 г.) с публикацией доклада «Проблемы языковой политики России» в сборнике трудов конференции (планируется к изданию в 2020 году);

опубликована научная статья «Analysis of language legislation of all 85 Russian Federation’s subjects (regions)» в международном журнале Journal of Research of Applied Linguistics, индексирующемся в международной реферативной базе Scopus (Special Issue, 10, Spring 2019);

опубликована научная статья «Право на использование родного языка в Российской Федерации в условиях глобализации» (на русском языке) в международном научно-практическом «Журнале Российского права», индексирующемся в международной реферативной базе Web of Science (№ 7, 2019);

опубликована научная статья «Международно-правовое регулирование и проблемы внутригосударственного правового регулирования языковых правоотношений» (на русском языке) в научно-практическом журнале «Сибирское юридическое обозрение», индексирующемся в РИНЦ (Том 16, № 2, 2019 г.).

Кроме того, Концепция федерального конституционного закона «О языках народов Российской Федерации» и проект Модели языковой политики зарегистрированы в реестре зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности деятельности Роспатента, регистрационные №№ 0321903913 и 0321903914, электронные издания на компакт-диске, ISBN 978-5-6042680-4-9 и 978-5-6042680-5-6.

Государственное задание на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Министерство просвещения Российской Федерации «Совершенствование законодательства РФ о противодействии опасным посягательствам на права и интересы детей в информационной сфере»

Выявлено текущее состояние информационных угроз, связанных с опасными посягательствам на права и интересы детей в информационной сфере;

проведено социологическое исследование с целью оценки уровня осведомленности несовершеннолетних в вопросах обеспечения личной информационной безопасности в сети «Интернет» и выявления наиболее опасных видов информации, распространяющейся среди детей различных возрастных категорий посредством информационно-телекоммуникационных сетей; 

исследован международный и зарубежный опыт (на примере ЕС, Государств-участников СНГ, США, Великобритании, Германии, Китая и др.) выявлены лучшие зарубежные практики и международные положения в области защиты прав и интересов несовершеннолетних  в сети «Интернет», разработаны предложения по имплементации положительных международных и зарубежных юридических технологий;

проведен анализ состояния отечественного законодательства в области обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, при котором основное внимание было уделено изучению вопросов  правового обеспечения защиты детей от опасных посягательств на права и интересы детей в информационной сфере, выявлены коллизии и недостатки;

определен уровень соответствия отечественного законодательства в области защиты несовершеннолетних от посягательств на их права и интересы в информационной сфере уровню текущих информационных угроз;

разработан комплекс предложений о совершенствовании норм межотраслевого законодательства РФ о противодействии опасным посягательствам на права и интересы детей в информационной сфере (информационного, уголовного, гражданского, семейного   права и других);

разработан единый концептуальный подход к вопросам разработки предложений о совершенствовании законодательства РФ в целях противодействия опасным посягательствам на права и интересы детей в информационной сфере.

Главным результатом исследований явилась разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию норм отечественного законодательства, направленных на противодействие опасным посягательствам на права и интересы детей в информационной сфере и практики их применения.

Своевременное изучение проблем качества и уровня правовой обеспеченности названных направлений государственной политики позволит приступить к разработке и реализации предложений, которые могут применяться Минпросвещения России при решении задач, связанных с наиболее полной и последовательной реализацией информационного законодательства.

Результаты исследования могут быть внедрены путем разработки новых и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, использованы при реализации работ, проектов и программ Минпросвещения России, при подготовке ведомственных актов, при разработке рекомендаций, адресованных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным организациям, профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, и организациям дополнительного образования, а также в виде доведения целевой информации до сведения всех заинтересованных лиц.

Обозначенные результаты будут иметь существенное значение для юридической науки в целом, так как позволят расширить теоретические знания об исследуемом объекте и структурировать уже имеющиеся доктринальные взгляды.

Государственное задание на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации «Разработка доктрины и концептуальных основ законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Осуществлен анализ действующего российского законодательства, регулирующего отношения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводимый с целью выявления противоречивости, пробельности, коллизионности, декларативности и достаточности норм права, а также нормативных правовых актов в этой сфере.

Проведен анализ зарубежного законодательства, регулирующего отношения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Казахстан, Белоруссия, Канада, Польша).

Разработано доктринальное регулирование рассматриваемых отношений, реформирующего действующий механизм правового регулирования, систему органов, а также формирование модели государственной политики с учетом глубочайших внутренних процессов трансформации социально-политической жизни российского общества в условиях глобализирующегося мира и угроз его деструктивного воздействия.

Разработана концепция нового федерального закона, устанавливающего унифицированную модель государственной политики в отношении безнадзорности, беспризорности и профилактики правонарушений, механизм координации и регулирующего воздействия на все элементы системы профилактики.

Государственное задание на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации

«Разработка комплексной модели правового регулирования по организации образовательной среды для детей, которые обучаются по основным общеобразовательным программам, вне образовательных организаций» Проведен мониторинг правоприменения, включающий анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (на примере 20 субъектов) по вопросам обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций;

Исследованы лучшие практики правоприменительной практики, служащие целям обеспечения непротиворечивого и эффективного нормативного правового регулирования в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации;

Собраны, систематизированы и обобщены действующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций;

Составлен систематизированный перечень действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций;

Подготовлена аналитическая записка, содержащая результаты мониторинга эффективности правоприменения действующих региональных нормативных правовых актов в сфере обучения детей по основным общеобразовательным программам вне образовательных организаций.

Государственное задание на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Министерство просвещения Российской Федерации «Проведение тематических мероприятий по подготовке и изданию методических рекомендаций, проектов типовых документов, регламентирующих образовательную деятельность общеобразовательной организации» Основные результаты исследования выражаются в следующем:

- изучены и систематизированы основные теоретико-методологические разработки, описывающие состояние научно-методического, методического и кадрового обеспечения обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации;

- проведено пилотажное исследование актуального состояния и проблем научно-методического, методического и кадрового обеспечения обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации (на материалах Республики Мордовия);

- сделаны выводы о состоянии и актуальных проблемах научно-методического, методического и кадрового обеспечения обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации как по России в целом, так и по субъектам РФ;

- подготовлена аналитическая записка, содержащая анализ и обобщение информации об опыте научно-методического, методического и кадрового обеспечения обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации в субъектах РФ;

- разработаны рекомендации по решению проблем научно-методического, методического и кадрового обеспечения обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации;

Результаты исследования обеспечили возможность объективной оценки состояния обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации; позволили выявить важнейшие проблемы правовой регламентации языковых правоотношений, причины возникающих противоречий при обучении русскому языку и языкам народов России и использовать их при разработке научно-методического и кадрового обеспечения обучения данным языкам. 

Практико-ориентированными результатами проведенного исследования являются представленные предложения по совершенствованию научно-методического, методического и кадрового обеспечения обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации.

Полученные результаты в ходе реализации проекта будут иметь ключевое значение при проведении дальнейших научных исследований практики изучения языков, особенно в связи с тем, что Генеральной Ассамблеей ООН 2022 – 2032 годы объявлены десятилетием языков во всем мире.
Государственное задание на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Министерство просвещения Российской Федерации «Разработка перспективных направлений совершенствования правовых инструментов регулирования содержания и оценки качества общего образования» Проведена инвентаризация действующих нормативных правовых актов и писем Минпросвещения России, Минобрнауки России, а также иных актов правового характера, регулирующих сферу содержания и оценки качества общего образования, принятых после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Составлен перечень действующих нормативных правовых актов и писем Минпросвещения России, Минобрнауки России, иных актов правового характера, регулирующих сферу содержания и оценки качества общего образования, принятых после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», составленный по дате принятия в порядке убывания юридической силы.

Проведен экспертный анализ нормативных правовых актов, писем, иных актов правового характера на предмет необходимости внесения изменений, устранения пробелов и коллизий, принятия новых и отмены устаревших актов.

Представлено экспертное заключение, содержащее результаты анализа нормативных правовых актов, писем, иных актов правового характера на предмет необходимости внесения изменений, устранения пробелов и коллизий, принятия новых и отмены устаревших актов. 
Государственный контракт   Министерство просвещения Российской Федерации «Анализ правоприменительной практики субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений педагогических работников» Разработана модель и механизмы проведения комплексного анализа правоприменительной практики в сфере трудовых отношений общеобразовательных организаций с педагогическими работниками в Российской Федерации

Проведен комплексный анализ правоприменительной практики в сфере трудовых отношений общеобразовательных организаций с педагогическими работниками в Российской Федерации

Сформированы методические рекомендации по комплексному развитию нормативно-методических основ и  модернизации нормативно-правовых актов в сфере трудовых отношений общеобразовательных организаций с педагогическими работниками в Российской Федерации на среднесрочный период (до 2022 года)

Подготовлен аналитический доклад по результатам комплексного анализа правоприменительной практики в сфере трудовых отношений общеобразовательных организаций с педагогическими работниками и предложений по разработке нормативных правовых актов.

В рамках исследовательской работы в целом рассмотрен отношения в сфере трудового права, сфере законодательства об образовании.
Договор РФФИ Исследование юридических аспектов формирования и реализации проектов  класса «мегасайенс» за рубежом и разработка моделей правовой защиты прав и законных интересов российских ученых и научных организаций, участвующих в проектах «мегасайенс» за рубежом Исследование основных характеристик, типологии и применяемых правовых    моделей проектов международного научно-технического сотрудничества класса «мегасайенс», реализуемых за рубежом, в том числе, при участии российских ученых и научных организаций

Возврат к списку