Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Ответы на вопросы

  • Имеют ли работники центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, занимающие должности педагогических работников, право на сокращенную продолжительность рабочего времени и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск,
  • Является ли работа воспитателя (вторая половина дня) в интернатном учреждении с круглосуточным пребыванием внеурочной деятельностью?
  • Какие документы являются доказательствами режима рабочего времени в вузе?
  • Сколько выходных дней должен иметь учитель?

  • Имеют ли работники центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, занимающие должности педагогических работников, право на сокращенную продолжительность рабочего времени и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск,

    если у этих центров нет лицензии на образовательную деятельность?

    В соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – центр помощи), а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

    На центр помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии (часть 5 статьи 42 Федерального закона об образовании). При этом комиссия может быть центральной или территориальной. Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации. Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

    Деятельность комиссии регулируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 (зарегистрировано Минюстом России 23.10.2013 N 30242) (далее – Положение о комиссии). Согласно пункту 4 Положения о комиссии в состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

    Психолого-педагогическая помощь в центре помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра (часть 6 статьи 42 Федерального закона об образовании).

    В соответствии с пунктом 21 статьи 2 Федерального закона об образовании педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

    Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Согласно пункту 19 статьи 2 Федерального закона об образовании организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. К таким организациям относятся научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

    В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона об образовании центр помощи вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Образовательная деятельность центра помощи подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, к которым согласно части 6 статьи 10 Федерального закона об образовании относятся: дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование.

    Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (статья 31 Федерального закона об образовании).

    На организации, осуществляющие обучение, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций (часть 2 статьи 21 Федерального закона об образовании; письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи").

    В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" работники указанных центров были уведомлены работодателем о том, что изменяются определенные трудовым договором условия, а именно: ежегодный основной оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью 28 календарных дней, а сокращенная продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю.

    Согласно части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определены приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"(зарегистрировано Минюстом России 25.02.2015 N 36204).

    Должности педагогических работников предусмотрены в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".

    Согласно пункту 2 раздела IV "Организации, осуществляющие обучение" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, работающих также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со статьей 42 Федерального закона об образовании, составляет 56 дней.

    Из приведенного выше правового регулирования следует, что право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней и сокращенную продолжительность рабочего времени менее 36 часов в неделю имеют только педагогические работники, выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, и состоящие в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности.

    Если у центра помощи лицензии нет, вывод о том, что право на указанный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени связано с родом деятельности работника и не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, основано на неправильном толковании правовых актов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 81-КГ17-9).

    Автор: к.ю.н, начальник отдела ФГБНУ «ФЦОЗ» З.П. Дащинская 


    Является ли работа воспитателя (вторая половина дня) в интернатном учреждении с круглосуточным пребыванием внеурочной деятельностью?

    В соответствии с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» основная образовательная программа начального общего образования и адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования реализуются организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.
    Под внеурочной деятельностью согласно письму Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
    Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
    Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
    Также из п. 2.9.10. приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» следует, что программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другие. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.
    Таким образом, внеурочная деятельность предполагает реализацию образовательной программы, но в отличных от классно-урочной системы формах и направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Если деятельность воспитателя во второй половине дня заключается в мерах по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, то речь идет о присмотре и уходе за детьми. Как следует из п. 7 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

    Какие документы являются доказательствами режима рабочего времени в вузе?

    В соответствии с п. 7 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    В дополнение к указанной выше норме образовательного законодательства можно привести ч. 1 ст. 100 Трудового кодекса РФ, согласно которой режим рабочего времени может устанавливаться следующими документами:

    - правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

    - трудовым договором, если режим рабочего времени работника отличается от общих правил, установленных у данного работодателя.

    Согласно ч. 4 ст. 91 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести учет отработанного сотрудниками времени. В табеле содержится вся информация об использовании сотрудниками рабочего времени - о фактически отработанных часах и неотработанном времени. Табель – первичный документ, который подтверждает исполнение работником обязательств по трудовому договору. Кроме того, доказательством в суде могут служить любые локальные нормативные акты (в т.ч. и расписание занятий), которые могут свидетельствовать об исполнении трудовых обязанностей.


    Сколько выходных дней должен иметь учитель?

    Если школа работает по пятидневной рабочей неделе, то работники имеют два выходных дня в неделю, если по шестидневной, то один. Режим работы определяется школой самостоятельно. В любом случае для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего дня – 36 часов в неделю.Если школа работает по пятидневной рабочей неделе, то работники имеют два выходных дня в неделю, если по шестидневной, то один. Режим работы определяется школой самостоятельно. В любом случае для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего дня – 36 часов в неделю. 


    Возврат к разделу